www.fisher02.ru http://fisher02.ru/forum/ |
|
Электрификация Tohatsu M30A4 http://fisher02.ru/forum/viewtopic.php?f=88&t=12919 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Andie093 [ Сб июл 05, 2014 10:13 pm ] |
Заголовок сообщения: | Электрификация Tohatsu M30A4 |
Здравствуйте! Решил разместить отчет, полагаю, будет интересно. Как-то надоело мне бегать по лодке дергать шнурок запуска двигателя. Одному еще туда-сюда, а с пассажирами - беда. Сгонять их с кормы на нос, затем обратно - сплошная суета. К тому-же после нескольких попаданий локтем по пассажирам они научились уворачиваться, лишив меня и этого развлечения. Короче, в полный рост встал вопрос электростартера. Тохатсу, к счастью, подумала о людях вроде меня, и предлагает стартер-кит. В нем есть все - стартер, реле, провода, болтики и прочие нужные штуки. Самый дешевый вариант, какой удалось найти, стоит EUR 999. Смотрю я на ценник, и чувствую - что-то шевелится во мне. Пригляделся - жаба. Смотрит на меня и говорит - "Сейчас я тебя душить буду!". И видно, что настроена очень решительно. А еще подумалось, что за гораздо меньшие деньги пассажиров можно обучить дергать шнурок по команде. Короче, этот вариант отпал. Интересно, а можно ли купить только стартер, а реле, провода и прочее изготовить самостоятельно из подходящего куска деревяшки? Оказывается, можно, в Тохатсу и о таких людях подумали. На всякий случай номерок стартера-онли 346-76010-0. Он же Hitachi S108-98. Ценник в районе USD 600. Уже лучше, но как-то все равно не то. К тому же на другие моторы стартера существенно дешевле. Поискал б/у - ценник в районе RUR 8000-10000, за деталь в неизвестном состоянии из Владивостока. Далее были поиски альтернативных стартеров от всяких мотоциклов и запорожцев - но все не то, и никакая обработка напильником им не поможет - и направление вращения не то, и модуль шестерни на обгонной муфте не тот - короче, плохая заготовка. У меня напильники раньше кончатся, чем я из этого что-то подходящее выпилю. К счастью, есть ebay. Там нашелся неоригинальный вариант стартера на этот мотор. Продавец утверждает, что made in USA, но как-то не верится мне (как потом оказалось, правильно), что такие вещи сейчас кто-то делает в США. Ну пусть будет скорее всего тайваньское производство, согласилась со мной жаба. Зато ценник USD 180+60 shipping. Поговорил с продавцом в плане подвинуть его по цене, но он отлично осведомлен, что его вариант самый дешевый, и двигаться отказался. Удалось выторговать бесплатную доставку всяких других штук, которые я решил купить у него вместе со стартером; но и на том неплохо. Приехало это: Вложение: Собственно, вожделенный стартер ($180), выпрямитель-стабилизатор от какого-то гидроцикла ямаха, был выбран за удобные крепежные ухи и герметичное исполнение ($19), реле от какой-то сузуки, выбранное по тому-же принципу ($9) и замок зажигания от квадроцикла хонда, выбранный за большее, чем у других замков, количество проводов ($7). И вот со всей этой фигней мы попытаемся взлететь. Обнадеживает, что все детали разных японских производителей, + напилинг, - совместимость из коробки. Стартер, как я и предполагал, сделан в Тайване: Вложение: Может быть, кому-нибудь удастся найти его OEM и не кормить американских продавцов. Мне не удалось. Меряем стартер на мотор. Подходит. Выбрав самые ржавые болты, прикручиваем. Получается так: Вложение: На этом первая серия заканчивается, если интересно, будет продолжение. |
Автор: | ayahin [ Вс июл 06, 2014 8:35 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электрификация Tohatsu M30A4 |
Очень интересно! У нас стоит вопрос электрификации Мерк25СиПро, этот опыт будет полезен. И про ржавые болты поподробнее, пожалуйста |
Автор: | Andie093 [ Вс июл 06, 2014 10:32 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электрификация Tohatsu M30A4 |
Продолжение. Про ржавые болты и метрологические затруднения. В гараже был обнаружен кусок акустического кабеля сечением 4 квадрата и длиной метра полтора. "Бескислородная медь - то, что надо!" - подумал я и приступил к монтажу. Если у вас в гараже не валяется бескислородных акустических кабелей, то кабель марки КГ тоже подойдет. Получилось вот так: Вложение: Далее, изнемогая от зуда в руках, этими самыми руками другой конец кабеля прижимается к клеммам автомобильного аккумулятора, и, о радость, стартер вращается, и вращает при этом мотор! Быстро, и в нужную сторону! Раз такое дело, то негоже жечь пальцы, прижимая кабель к клеммам аккумулятора. Они (и пальцы, и клеммы) нам еще пригодятся. Поэтому надо ставить реле. От сузуки - в самый раз. Вот такое реле: Вложение: Видно, что при всей своей идеальности расстояние между отверстиями сузучьего реле немного не совпадает с нужным: Вложение: Почему-то в сузуки не подумали об установке их реле на моторы тохатсу. Это им жирный минус, конечно. К счастью, затруднение легко решается напилингом. Вложение: Хочу обратить внимание на особенность реле. Это именно реле с одним мощным контактом на замыкание, а не втягивающее, как в автомобильных стартерах. Для нас это означает, что +12v и GND на реле подаются независимо от стартера, и со стартером обмотка реле никак не связана электрически. Именно поэтому синий провод соединен с массой. А при появлении на красном +12 реле срабатывает, стартер вращается. Ну вот, теперь можно не жечь пальцы, а изящно включать стартер, подавая +12 на реле. В этом месте я задумался о выборе источника питания для стартера. По разным причинам (вес и чувствительность к пространственному положению) я не хотел использовать автомобильный аккумулятор в лодке. И захотелось мне узнать ток, б.... стартером в момент запуска. Из школьного курса физики известно, что напряжение меряют напряжометром. А чем измерить ток? Особенно если из измерительных приборов есть штангенциркуль и рулетка... Еще транспортир где-то в кладовке валялся. С него и начнем. Намотав транспортир на стартерный провод и сделав таким образом токовую петлю, среди нескольких измерений (нескольких запусков стартера) получаем максимальную цифру 212А. Вложение: Это несколько больше моих предположений, но такой максимальный ток был зафиксирован лишь однажды. В остальных случаях средний максимальный ток запуска (в этой фразе есть смысл, он действительно средний максимальный) был 160-180А. В гараже нашелся аккумулятор от UPS 12в 7ач. Возникла шальная мысль - а вдруг прокатит? Не прокатило, стартер даже попыток вращаться не делает. Но интересно - а не прокатило на сколько? Оказалось, что этот аккумулятор способен отдавать на стартер порядка 100А, которых для запуска не хватает. Как долго способен отдавать - не спрашивайте, он маленький еще для таких опытов. Можно предположить, что + еще один такой аккумулятор в параллель к этому = 200А пускового тока в идеальных условиях. Но параллелить аккумуляторы - моветон, я считаю. Поэтому был приобретен такой-же гелевый аккумулятор 12в 18ач. При испытаниях проявил себя молодцом, 180А стабильно и долго. Вложение: Поэтому и был закреплен в лодке. Профиль для гипсокартона всегда выручает меня в сложных ситуациях: Вложение: На этом стартерная часть завершена. Конечно, надо провода по лодке тянуть, но это у каждого индивидуально. На данном этапе из мотора торчит три провода - GND и +12v силовые, должны быть подключены напрямую к аккумулятору, и худенький провод от реле, подключается к +12 аккумулятора через кнопку или замок как зажигание в авто. Теперь про ржавые болты. Среди всех болтов, имеющихся в гараже, ржавые - всегда самые лучшие. Они уже прошли проверку временем, практически ветераны среди болтов. К тому же, покрытие из ржавчины выполняет защитную функцию - такой болт уже не заржавеет. Вот купите вы новые оцинкованные болты, и будете наблюдать, как и на них со временем появляются пятнышки ржавчины; сначала в местах повреждения цинкового покрытия, а затем все больше и больше. И когда-то новый и блестящий болт тоже становится ржавым, лет через 15. А это наводит на мысли о бренности всего земного, а с такими мыслями болты крутить уже не интересно, и в ход идет не WD-40, а совсем другая жидкость. Поэтому только хардкор, только ржавые болты! Можно, конечно, сказать, что из имеющихся в гараже болтов лучше всех по размеру подошли именно эти, которые оказались ржавыми, но это скучная проза, и так говорить я не буду. Да, самое важное. Гаек это тоже касается. Продолжение в следующей серии. Будет про генератор, выпрямитель и стабилизатор. И про трос подсоса, если успею. |
Автор: | Shadow® [ Чт июл 10, 2014 8:40 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электрификация Tohatsu M30A4 |
Смотрю на фотки и плачу. Так жаль было продавать .... Одно радует- хорошему человеку комплект достался 7 футов под килем !!! |
Автор: | smsinfo [ Сб дек 20, 2014 2:42 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электрификация Tohatsu M30A4 |
Я тоже решил поставить стартер на свой мерк 30. нашел адекватную замену стартера от китайского мотора Зонгшен. При этом ценник более чем адекватный http://motorus.su/spares/motors/13812/ |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 5 часов |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |